7 лет в Сети
Фотогалереи

Бумажная теория и целлюлозная практика

февраль 27, 2014

Первопричину упадка целлюлозно-бумажной промышленности Карелии ученые и производственники видят по-разному?

Кризис 2008 года в целлюлозно-бумажном производстве России фактически повторяется сейчас.  Об этом рассказал 26 февраля на семинаре, посвященном  перспективам развития городов с градообразующими ЦБП Карелии в Институте экономики карельского научного центра РАН,  председатель подкомитета по целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности Торгово-Промышленной палаты РФ Александр Бойков.

Медленно и неверно

Целлюлозно-бумажное производство в стране -  структура консервативная и медленно развивающаяся.  По оценке Бойкова, Россия сейчас имеет самое старое и маломощное  профильное оборудование в мире, и серьезно отстает от того уровня развития отрасли, который существует в других странах.

«Целлюлозники» в мире настроены на модернизацию производства, нацеленную на бережное отношение к экологии и более глубокое использование сырья. Нашей стране пока до этого далеко.

В начале этого года, как рассказал Бойков, в производстве газетной бумаги, древесной массы и целлюлозы зафиксирован серьезный провал. С другой стороны, высококачественного картона, офсетной бумаги и крафтлайнера в России стали производить больше.

В целом же затраты на производство бумаги и целлюлозы, а также производных, в России растут, как и убытки. Сальдо ЦБП России, как сообщил председатель подкомитета Торгово-промышленной  палаты, в прошлом году упало на 6,3 процента. «Наблюдается нарастающая стагнация», - охарактеризовал Бойков.

Несмотря на то, что внутреннюю потребность в продукции предприятия целлюлозно-бумажной промышленности России могут покрыть полностью,  дорогой картон, некоторые виды бумаги, в том числе, мелованную, обои, санитарно-гигиеническую продукцию, в которой используется целлюлоза, Россия закупает за рубежом. Наладив собственный выпуск товаров подобного качества, Россия могла бы дополнительно получать около четырех миллиардов рублей ежегодно.

По состоянию на 2013 год, объем инвестиций в ЦБП превысил 400 миллиардов рублей. Однако этих денег, как и тех, что выделяются в рамках программ господдержки, промышленности явно недостаточно для того, чтобы в ускоренном темпе нагнать конкурентов из других стран. Сейчас Россия пропустила вперед себя в рейтинге объемов производства Индию и страны Азии.

Бойков назвал две основные проблемы, которые не дают России исправить ситуацию – частный капитал, который главенствует в отрасли,  и отсутствие сырьевой базы.

Карелия, в которой четыре города полностью зависят от ЦБП, имеет все шансы на модернизацию. Однако прежде чем говорить о внедрении новых технологий на производстве, необходимо решить массу проблем, каждая из которых, как выяснилось в ходе семинара,  может претендовать на звание первоочередной.

Возможности есть, денег нет

Для карельских «бумажников» прошлый год действительно стал переломным – в Суоярви и Питкяранте предприятия признаны банкротами, объемы производства не дотянули до  показателей 2012 года.
По оценке директора Института экономики Юрия Савельева, объем отгруженной продукции в 2013 году составил около 17 миллиардов  рублей, что на 20 процентов меньше, чем в предыдущем году. И оборот предприятий находится примерно на том же уровне.

Специально для карельских предприятий целлюлозно-бумажного профиля ученые разработали стратегии выхода из кризиса. Как выяснилось, в отдельных случаях лучше вовсе обанкротиться, продать имущество и начать «с чистого листа». Такой выход Савельев предложил Суоярви, где картонная фабрика  уже фактически не работает.

Больше повезло Питкяранте, которой предлагается частичное перепрофилирование и обновление производства. Но Савельев предупредил, что на все мероприятия потребуется серьезная сумма, и без господдержки предприятию не обойтись.

Самыми перспективными оказались Кондопога и Сегежа, которые могут спастись организацией технопарков на пустующих территориях и мощностях предприятий, и привлечь  дополнительные малые и средние производства, которые будут использовать продукцию «головного» комбината.

Кроме того, градообразующие предприятия могут стать для  мелких производств своего рода управляющими компаниями, которые дадут не только площадь, мощности и сырье, но и смогут представлять продукцию сателлитов на рынке сбыта. Выгода для крупных предприятий очевидна. По словам Савельева, подобные меры позволят получить дополнительный источник дохода, избавиться от налогового бремени, которым облагаются пустующие ныне площади, а также частично решить проблему рынка сбыта продукции для себя.

Список таких сателлитных мелких производств насчитывает около 20 различных типов. Наиболее перспективной видит директор Института переход на лесохимическое производство.

Карельские экономисты даже выяснили, на каком  из ныне существующих градообразующих  предприятий выгодней всего использовать тот или иной вид инновационного производства.

Так, Кондопожский ЦБК располагает возможностями к изготовлению мелкокристаллической целлюлозы, В Сегеже можно наладить переработку таллоля для изготовления лаков и красок, моющих средств, охлаждающих веществ. «В России есть предприятия, которые могут стать партнерами Сегежского ЦБК в этом случае», - пояснил Юрий Савельев.

Кроме того, есть в Сегеже возможности для появления гидролизного производства и изготовления карбоксиметилцеллюлозы. Это, по словам карельского экономиста, очень перспективное направление, так как такой вид целлюлозы нарасхват в фармакологии и косметологии, в текстильной промышленности, бурении скважин, изготовлении клеевых составов и грязеотталкивающих пропиток.

Такую же целлюлозу можно изготавливать и в Питкяранте, наряду с многослойными композитами и пористыми наполнителями.

Все три предприятия могут выступать в роли базы еще для целого ряда производств.  Специально для Суоярви ученые Карелии разработали проект переработки целлюлозно-бумажных отходов в ценные продукты – теплоизоляционные материалы, легкий гравий, рубероид.

«У карельской целлюлозно-бумажной промышленности существует потенциал для межотраслевого взаимодействия с горнодобывающим производством, строительным направлением и сельским хозяйством», - отметил Савельев.

При этом создавать крупные сателлитные предприятия на базе уже имеющихся вовсе необязательно – вполне достаточно будет малых форм, со скромными рынками сбыта. «Я оцениваю эти перспективы достаточно оптимистически, - заявил директор Института. – Более того, раньше или позже мы будем вынуждены перейти к этим направлениям».

Деньги есть, нет базы

Однако, как выяснилось, собственники предприятий не вполне готовы внедрять инновации, даже несмотря на несомненную выгоду. В Сегеже, к примеру, сейчас используется только 20 процентов площадей местного ЦБК – остальные 80 процентов вполне можно отдать малым предприятиям.

Ожидалось, что рассказать о своем видении проблемы, чаяниях и надеждах  приедут представители всех четырех  целлюлозно-бумажных предприятий Карелии. Однако, как выяснилось, найти время для встречи со специалистами смог только директор ОАО «Кондопога» Дмитрий Туркевич, которому пришлось «отдуваться» за всех.

Директор кондопожского предприятия сообщил, что против новшеств руководство ЦБК  ничего не имеет, и уже даже найден инвестор. Однако прежде всего надо решить другую проблему – сырьевой базы, которой, как выяснилось, в Карелии нет.

По словам Туркевича, елового баланса, на котором работает «Кондопога», не хватает. «Деньги у комбината есть. Мы готовы платить. Но у поставщиков нет леса».

О том, что проблема будет только нарастать, говорит и то, что за последние десятилетия, по оценкам экспертов, очень серьезно изменился состав лесосеки. Если в конце 50х годов прошлого века  100 процентов принадлежало хвойным породам, то сейчас на них приходится только около 60 процентов.
Изменить ситуацию могло бы интенсивное лесопользование. Как рассказал  Александр Бойков, некоторое время назад специально для решения этого вопроса была разработана программа «Сегежская сосна»,  нацеленная на разработку собственных сырьевых баз. однако до каких-либо конкретных действий дело не дошло.

С другой стороны, многие специалисты говорят о том, что снижение возраста рубок негативным образом скажется  на состоянии лесов, не принеся при этом ощутимого положительного эффекта для ЦБП. Наших запасов хватит лет на 10-15. Примечательно, что мировые эксперты дают такой же срок рынку газетной бумаги. Уже через 20 лет  печатных СМИ практически не останется.

Бывший министр экономического развития Карелии Михаил Юринов  тоже выступил на семинаре, заявив, что говорить о таких длительных перспективах – на 10-15 лет, в Карелии невозможно, так как они попросту неизвестны. Юринов объяснил, что необходимый анализ вероятных ситуаций в будущем вовремя сделан не был.

Кроме того, Юринов, четыре года бывший мэром Костомукши, которая тоже является моногородом, правда, другой «специализации», заметил, что  сейчас республиканские власти должны снять с моногородов «социальную нагрузку». Несомненно, подобная мера  пойдет на пользу предприятиям, которые вынуждены вести работу сразу в двух направлениях – решать собственные проблемы и обеспечивать жителей города теплом, светом и прочими благами цивилизации. Однако на кого следует переложить ответственность за коммуналку, Юринов, к сожалению присутствующих, не уточнил.

Тем не менее, как объяснил Туркевич, от инноваций на производстве Кондопога не отказывается. Мало того, уже найден инвестор. Однако без прочной сырьевой базы изменить  что-либо невозможно.

В ходе обсуждений кризисной карельской отрасли выяснился один факт, вселяющий надежду – в сравнении с макроэкономической ситуацией, на региональном уровне все не так плохо. Во всяком случае, с теоретической точки зрения.

Маргарита Иванова,
журналист


Обсуждения

Петр
2014-03-03 12:22:11
Цитата:
По словам Туркевича, елового баланса, на котором работает «Кондопога», не хватает. «Деньги у комбината есть. Мы готовы платить. Но у поставщиков нет леса».
Лукавство в каждом слове, этим пришлым жуликам веры у лесозаготвителей нет,
в процедуру банкротства не пускают, кредиторам в глаза смеются и рулят ситуацией под себя, а теперь и лес ещё хотят задаром получать. Да и о чем Туркевич говорит? Деньги на лес не у него , а в питере, а там давно решили , что из карелов надо все выжать, а когда не смогут платить за аренду, руководство республики передаст
всю аренду ЦБК с \"чистой совестью\" спасая карельский лес.
А как только лес будет у ЦБК, то \"питерский стратегический инвестор\" тут же продаст этот комплекс за реальные деньги иностранному концерну.
Карелы потом будут отрабатывать все эти эксперименты пришлых олигахов и губернаторов.

Оставить комментарий