7 лет в Сети
Фотогалереи

«Абсолютной свободы не будет даже в собственных лесах»

апрель 25, 2013

В Финляндии готовятся изменения лесного законодательства

В следующем году в соседней стране вступит в силу новый Лесной кодекс, который, в частности, предполагает отмену возраста рубок. Сейчас проект этого документа проходит общественную экспертизу. «Лесной портал Карелии» попросил научного сотрудника НИИ леса Metla Тимо Лейнонена рассказать, чем была вызвана необходимость корректировки лесного законодательства.

- Актуализация Лесного кодекса продиктована изменениями целей лесовладельцев и условий работы лесного сектора, - пояснил Тимо Лейнонен. - В Финляндии насчитывается более 600 тысяч лесовладельцев, и у каждого из них имеются свои собственные цели в сфере лесопользования. Реформирование лесного законодательства направлено на увеличение, с одной стороны, степени свободы выбора лесовладельцев, а с другой - степени их ответственности за свои леса. Поставленная цель заключается в смягчении детального регулирования лесохозяйственной деятельности и одновременно в устранении ограничений, касающихся возраста и диаметра древостоя при проведении рубок главного пользования. Это предоставляет лесовладельцам возможность в дальнейшем самостоятельно принимать решения о сроках и обороте  этих рубок. Проект Лесного кодекса предусматривает применение более диверсифицированных, нежели сегодня, методов ведения лесохозяйственной деятельности. Это позволит более гибко использовать, например, группово-постепенные рубки и методы выращивания лесов с разновозрастной структурой. Цель реформы как раз и заключается в стимулировании лесовладельцев к более активному проведению лесохозяйственных мероприятий и повышению рентабельности лесного хозяйства.

Тем не менее, актуализация законодательства не предоставляет абсолютной свободы действий даже в собственных лесах. После рубок главного пользования лесовладелец обязан позаботиться о лесовосстановлении, а сохраняемый после промежуточных рубок древостой должен соответствовать определенным критериям объема и качества. Новый Лесной кодекс предусматривает также более четкие минимальные требования по лесохозяйственной и лесозаготовительной деятельности для того, чтобы обеспечить соблюдение принципов устойчивого лесного хозяйства. Таким образом, законодательство устанавливает для хозяйственных мероприятий в лесах определенные рамки, внутри которых лесовладельцы могут вести деятельность в соответствии со своими собственными целями.  

Планируется ли отменить возраст рубок во всех лесах или будет какое-то разделение по регионам или по типам леса?

Тимо Лейнонен

Отмена ограничений по диаметру и возрасту древостоя при восстановительных рубках в лесах хозяйственного назначения предусматривается на всей территории Финляндии. В южном, центральном и северном регионах страны в лесах с равновозрастной и разновозрастной структурой минимальные нормы объема древостоя, оставляемого для дальнейшего роста при рубках промежуточного пользования, различаются между собой.

Проводилась ли какая-либо научная оценка этого шага для сохранения биоразнообразия Финляндии?

Вопрос о сохранении биоразнообразия является обоснованным. Согласно итогам исследований, потеря биоразнообразия в Финляндии продолжается, несмотря на большое количество предпринимаемых мер. В действующей правительственной программе также предусматриваются меры для того, чтобы остановить сокращение биоразнообразия в стране в срок до 2020 года. Актуализация Лесного кодекса играет ключевую роль в обеспечении биоразнообразия в лесах хозяйственного назначения.    

Оптимизация деятельности по сохранению биоразнообразия послужила одной из отправных точек реформирования лесного законодательства. В процессе подготовки Лесного кодекса этой задаче отводится столь же важное место, что и обеспечению устойчивого лесопользования.

Новые предложения по оптимизации деятельности для сохранения биоразнообразия основаны на информации, полученной в результате различных научных исследований и анализов, а также на опыте практической работы. По сравнению с действующим законодательством, предлагается расширить список особо важных лесных биотопов. Кроме того, ставится цель обеспечить четкость и прозрачность процедур идентификации особо важных лесных биотопов и их включения в законодательно закрепленный список, наряду с разрешенными в них мероприятиями. Эти меры направлены на то, чтобы сократить количество непреднамеренных нарушений и способствовать сохранению ценных биотопов. Органы лесного управления должны, со своей стороны, оказать поддержку работе по идентификации новых биотопов путем организации профессионального обучения лесовладельцев и других участников лесного сектора.

Ожидается, что по мере расширения использования диверсифицированных методов ведения лесохозяйственной деятельности, в том числе, группово-постепенных рубок и выращивания лесов разновозрастной структуры, биоразнообразие лесов увеличится, в частности, за счет роста доли смешанных лесов и объемов гнилой древесины.

Улучшению биоразнообразия будет способствовать также предлагаемая в проекте Лесного кодекса отмена обязательства по проведению восстановительных мероприятий на участках мелиорированных торфяных болот, малопроизводительных с точки зрения лесозаготовок. Эта мера будет способствовать восстановлению первозданных болотных экосистем на территориях площадью в сотни тысяч гектаров, особенно в Северной Финляндии.   

Благодаря тому, что подготовка проекта Лесного кодекса осуществлялась на широкой основе в течение трех лет, в нем учтены точки зрения разных участников лесного сектора. В 2010 году рабочая группа по диверсификации методов проведения лесохозяйственной деятельности, сформированная министерством сельского и лесного хозяйства Финляндии, подготовила отчет о ключевых направлениях, целях и мерах, в том числе, с целью разработки норм и рекомендаций. Задача следующей рабочей группы, созданной в конце 2011 года, состояла в разработке предложений по внесению изменений в Лесной кодекс и вытекающее из него постановление Государственного совета (правительства страны), которые служат основой для подготовки необходимых правительственных предложений. В состав этих рабочих групп входили представители министерства сельского и лесного хозяйства, министерства окружающей среды, отраслевых научно-исследовательских учреждений, организаций лесовладельцев, предприятий лесной промышленности, государственной лесной службы Metsähallitus и экологических организаций. Кроме того, рабочие группы заслушали мнение большого количества экспертов отрасли.

На этапе подготовки законопроекта министерство окружающей среды Финляндии высказало критическое замечание в отношении того, что в предложениях рабочих групп не уделялось достаточного внимания оценке экологических воздействий и влияния планируемых мероприятий на биоразнообразие лесов. В связи с этим такая оценка была выполнена в конце 2012 года. В свою очередь, экологические организации выразили свою обеспокоенность тем, что отмена ограничений в отношении лесовосстановления по показателю спелости древостоя будет способствовать еще более интенсивному омоложению финских лесов, и предложили сохранить минимальные нормы для восстановительных рубок, а также внести в проект Лесного кодекса многие другие мероприятия по сохранению биоразнообразия.

Планируемая отмена возраста рубок инициирована государством или компаниями и частными лесовладельцами?

Изучение вопроса о диверсификации методов проведения хозяйственных мероприятий в лесах было начато отчасти в связи с изменениями, которые произошли в целях лесовладельцев. Все чаще лесовладельцы проживают в городах и, наряду с лесохозяйственной деятельностью, связывают с лесом и другие цели, касающиеся  использования лесов для рекреации и создания живописных ландшафтов.  Государство, со своей стороны, придерживалось той точки зрения, что детальное регулирование хозяйственной деятельности в лесах не соответствует современным требованиям и назрела необходимость, с одной стороны, расширения свободы выбора лесовладельцев и, с другой стороны, повышения уровня их ответственности за управление своими лесами. Лесная промышленность не принимала особенно активного участия в процессе, но, тем не менее, положительно отнеслась к диверсификации методов проведения хозяйственных мероприятий в лесах, включая отмену ограничений по возрасту и диаметру древостоя при рубках главного пользования. Для представителей лесной промышленности актуализация законодательства означает повышение гибкости и ценовой рентабельности лесозаготовок. Ожидается, что расширение возможностей лесохозяйственной деятельности будет стимулировать пассивных и критически настроенных лесовладельцев к активному проведению лесохозяйственных мероприятий и лесопользованию, а также увеличению объемов поставок древесины на рынки. В настоящее время предприятия лесной промышленности закупают у частных лесовладельцев более 60 % необходимого им древесного сырья.

Как согласуется этот шаг с тем, что на протяжении нескольких последних лет в Финляндии не вырубается расчетная лесосека на 10-15%? В стране уже сейчас есть резерв для увеличения заготовки древесины. Кому будет нужна появившаяся в результате отмены возраста рубок древесина?

В последние годы объем коммерческих рубок составляет около 52 миллионов кубометров в год при расчетной лесосеке около 70 миллионов кубометров. В соответствии с Национальной лесной программой на период до 2015 года ежегодный объем лесозаготовок можно увеличить на 10–15 миллионов кубометров. Несмотря на сокращение производственных мощностей по переработке древесины в последние годы, традиционная лесная промышленность по-прежнему испытывает потребность в равномерных поставках большого количества лесоматериалов разного типа. По прогнозам, в ближайшие годы использование древесины увеличится. Предприятия лесной промышленности постоянно разрабатывают новые поколения бумажных, упаковочных и деревянных изделий. Кроме того, в лесной промышленности все больше сырья требуется для развития растущих сфер биоэкономики, в том числе, строительства и отделки интерьера, производства упаковки и санитарно-гигиенических бумажных изделий, а также биоэнергии. Новые виды биопродукции разрабатываются на базе биоэнергии, биотоплива и биохимикатов, а также путем сочетания древесины и древесных волокон с другими материалами.

Органы государственной власти ставят задачу путем законодательных мер и нормативно-правового регулирования создать для лесного сектора благоприятные условия деятельности, которые будут способствовать развитию рынков древесины. Ожидается, что новый Лесной кодекс повысит заинтересованность и расширит возможности лесовладельцев по уходу за своей лесной собственностью и продаже древесины. Это, в свою очередь, будет способствовать эффективному лесосырьевому обеспечению предприятий лесной промышленности и созданию предпосылок для новых инвестиций в этот сектор экономики страны.

Вопросы задавал Валерий Поташов,
редактор «Лесного портала Карелии»

Интервью подготовлено в рамках реализации проекта "Лесная прозрачность: увеличение открытости информации о лесах Карелии и Скандинавии", поддержанного Советом Министров Северных Стран.
Совет Министров Северных Стран не несет ответственности за содержание материалов, мнение автора может не отражать официальную позицию Совета Министров Северных Стран.

Обсуждения

Зы
2013-05-14 22:01:45
Прошу обратить внимание, что Финляндия в 2 раза по территории, а по населению в 9 раз больше. Эти 52 миллиона результат предельной эксплуатации скандинавских плантаций. И финнам, как и вам, все равно мало. И мало будет всегда!

У нас то леса пока еще на леса похожи, несмотря на ваши старания. Мечта наших властей и наши леса сделать плантациями. Когда дорубят последние,только это и остается.
лесоруб
2013-05-04 22:38:19
Прошу обратить внимание на 52 миллиона каждый год.
Им бы наших политиков и бизнесменов в купе с лесными инспекторами.
Каков был бы оборот?

Зы. Карелия и 5 миллионов не дотягивает.

Оставить комментарий