7 лет в Сети
Фотогалереи

Главный итог лесной отрасли – 2014

декабрь 29, 2014

С января 2014 года отрасль готовилась к «мягкой посадке». К осени стало ясно, что приземляться – это выяснилось уже у самой земли – предстоит без комфорта

26 декабря глава Карелии Александр Худилайнен провел совещание по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики республики. На мероприятии шла речь о разработке «региональных мероприятий в условиях нестабильной экономической ситуации, связанной в том числе с необходимостью снижения финансово-экономических рисков в условиях международных экономических санкций в отношении Российской Федерации». Отсутствие практики проведения таких совещаний в республиканском правительстве весь 2014 год вряд ли должно вызывать негодование или недоумение: экономическая ситуация в течение первых семи-восьми месяцев развивалась ровно так, как это предполагалось в январе. Ничто (ну, или почти ничто) не предвещало того, что в конце декабря, после воистину значительных изменений во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах, большинство отраслевых специалистов будут интересоваться в первую очередь макроэкономическими итогами завершающегося года.

Еще в апреле карельские экономисты без особых эмоций, как о свершившемся факте, говорили о том, что теоретики именуют «ловушкой среднего дохода». Ведь считалось, что Россию, достигшую довольно высокого уровня ВВП на душу населения, ждет мягкий структурный кризис, который вызовет плавное снижение темпов экономического роста до 1-2.5% в год, а выходом из этой ситуации должны стать долгожданные структурные реформы, которые хотя и займут и пять, и десять лет, но это время у России, видимо, есть. В таком сценарии лесная отрасль воспринималась как часть национальной экономики, отличающейся лишь видом производимой продукции, предметами и орудиями труда.

В декабре 2014 года, перечитав экспертные прогнозы на уходящий год по темпам экономического роста, показателям инфляции (5-6%) и курсу национальной валюты (35-36 руб./дол.), стоит заключить, что ошиблись абсолютно все. «Мягкая посадка», в которую, судя по всему, по инерции верят многие правительственные чиновники, обращается острым кризисом. Состояние конца 2014 года характеризуется тем, что, в отличие от кризисов 1998 и 2008 гг., Россия впервые переживает структурный перелом отдельно от всего мира и должна будет выйти из него, скорее всего, не волей не зависящих от ее предпринимательского сообщества обстоятельств (например, цен на нефть и другие природные ресурсы), а своими усилиями. Как и когда это произойдёт – самый неприятный вопрос, поскольку в течение всего 2014 года экономика готовилась к совершенно другому развитию событий.

Во многом формирование ситуации в Карелии было зеркальным отражением общенациональных экономических ожиданий. В этом ключе стоит отметить и приобретение АФК «Система» Сегежского ЦБК, и столичные аресты миллиардеров Александра Сабадаша и Владимира Евтушенкова, и внешнее управление Кондопожским ЦБК, и постоянные угрозы правоохранительного «прессования» демонстрирующих нулевую прибыль лесозаготовительных предприятий.

Уже в августе 2014 года через анализ логики введения контрсанкций пришло понимание, что «кредитные окна» реально закрываются, а от здорового стремления деловых элит инвестировать в отечественное не осталось и следа. Ограничение импорта зафиксировало новую реальность – невозможность технологической модернизации. Девальвация российского рубля принесла дополнительные прибыли экспортерам. Однако, с другой стороны, все стали беднее почти в два раза и, следовательно, с некоторым временным лагом произойдёт тождественное снижение потребления.

Накануне Нового года приходит понимание, что прежние идеи для нового «взлета» необходимо оставить как неактуальные. Вряд ли именно в 2015 году будет дан ответ на вопрос, что же теперь можно сделать в долгосрочном плане. С краткосрочными намерениями более или менее понятно: власти определили в качестве целей зажимание денежного рынка и последовательное выдавливание валюты из экспортёров. При этом, как ни странно, у республиканского правительства уже сейчас есть более важные дела, и связаны они исключительно с так называемой «силовой моделью сохранения социальной стабильности». Именно поэтому главный отраслевой итог 2014 года заключается в том, что даже для мантрического повторения тезиса «у нас все хорошо» времени уже недостаточно. «Не мягкая посадка».

Олег Реут,
публицист

 

 

Обсуждения

Сергей
2015-01-14 14:08:30
"Девальвация российского рубля принесла дополнительные прибыли экспортерам" // Нет, пока не успела. Но экспортно-ориентированная Карелия получит выгоду от девальвации. Хорошо бы такую, как с октября 2008 по конец 2009 года, когда девальвация сделала финансово состоятельными все наши леспромхозы и ЦБК

Оставить комментарий