Законодательные основы для интенсивного лесного хозяйства

Хозяйственная деятельность в лесах страны (в т. ч. ведение интенсивного лесного хозяйства) регламентируется специальным законодательством. Анализ действующего лесного законодательства России позволяет утверждать, что оно не содержит в себе ограничений или препятствий, делающих невозможным ведение интенсивного лесного хозяйства на арендованных участках лесного фонда.

Лесное законодательство России состоит из Лесного кодекса РФ, федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ, а также иных, регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов.

Для ведения интенсивного лесного хозяйства на арендованных участках лесного фонда (в т. ч. проведения рубок ухода в молодняках) необходимо знать и выполнять требования как минимум следующих «лесных» нормативных документов:

  • «Лесной кодекс РФ» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
  • «Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки» Приказ Рослесхоза от 27.05.2011 № 191 (зарег. в Минюсте России 06.07.2011 № 21276)
  • «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков» (ред. от 14.03.2019) Приказ Минприроды России от 20.12.2017 № 693 (зарег. в Минюсте России 26.03.2018 № 50525)
  • «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 (зарег. в Минюсте России 05.05.2012 № 24075)
  • «Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (утв. Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (ред. от 11.01.2017), зарег. в Минюсте России 29.12.2016 № 45041)
  • «Правила лесовосстановления, состав проекта лесовосстановления, порядок разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений» (утв. Приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188 (ред. от 14.08.2019), зарег. в Минюсте России 14.05.2019 № 54614)
  • «Правила ухода за лесами» (утв. Приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626 (ред. от 01.11.2018), зарег. в Минюсте России 22.12.2017 № 49381)
  • «Об утверждении Порядка отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, и формы соответствующего акта» Приказ Минприроды России от 11.03.2019 № 150 (зарег. в Минюсте России 28.05.2019 № 54752)
  • «Технические указания по проведению инвентаризации лесных культур, защитных лесных насаждений, питомников, площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса и вводу молодняков в категорию ценных древесных насаждений» (утв. Госкомлесом СССР 08.12.1989)
  • ОСТ 56-97-93 «Рубки ухода за лесом. Оценка качества» (утв. Приказом Рослесхоза от 22.11.1993 № 310)
  • ОСТ 56-92-87 «Культуры лесные. Оценка качества» (утв. Приказом Рослесхоза от 10.12.1993 № 326)

Анализ действующего лесного законодательства России позволяет утверждать, что оно не содержит в себе ограничений или препятствий, делающих невозможным ведение интенсивного лесного хозяйства на арендованных участках лесного фонда.

Применительно к внедрению интенсивного лесного хозяйства в современную практику можно говорить о следующих трудностях (подробнее – см. табл. 1):

  • непонимание или неверное применение непосредственными исполнителями (органами лесного хозяйства или арендаторами лесного фонда) действующего лесного законодательства
  • нежелание непосредственных исполнителей что-либо менять в сложившейся практике действий, что характерно для внедрения любых нововведений

Александр Марковский, Андрей Родионов, ООО «Лесная территория»

Материал подготовлен при поддержке проекта FSC – IKEA «Разработка критериев молодняков целевых древесных пород (хозяйственно ценных молодняков)»